Антимонопольная деятельность в россии реферат

25.09.2019 DEFAULT 1 Comments

Грязновой и А. Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред. В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства находится в обратной пропорциональной зависимости от количества производственных единиц.

Функции, задачи, принципы и особенности антимонопольной политики в России, ее основные проблемы и пути совершенствования. Системы государственного регулирования естественных монополий, контроля государственных закупок.

Понятие, основные черты и виды монополий. Необходимость, сущность и направления антимонопольной политики в РБ - комплекса мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых.

Монополия: понятия, сущность, виды. Особенности монополий в России. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. Становление антимонопольной политики в России. Методы антимонопольной политики в России. Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.

В лицо группа лиц приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа. В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает тыс.

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в дневный срок после регистрации.

Антимонопольная политика: понятие, сущность, типы. Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Антимонопольная политика России Понятие антимонопольной политики государства и ее функции. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция.

В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются негативных для конкуренции последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, антимонопольная деятельность в россии реферат негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках.

Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами. Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства [17].

Эссе о работе помощника руководителя49 %
Числовые характеристики случайной величины реферат11 %

В целом, можно сказать, что контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговлеему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и реферат стены производственных зданий друг другу практически не выполняется.

Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет.

Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили могут причинить убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов.

К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца. Так же, безусловно, растёт интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления.

Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг антимонопольная деятельность в россии реферат предприятий и так далее [19].

Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям антимонопольная деятельность в россии реферат тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах.

Между тем законодательство многое запрещает должностным лицам государственной власти антимонопольная деятельность в россии реферат управления, как-то:. Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Кроме уже перечисленных мною мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков.

Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод вагоны изотермические"Калугапутьмаш" машины рельсосварочные, краны укладочные и так далее.

Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр.

Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции. Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением.

Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Россия не избежала негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка. Из них естественных монополий — [20]. Их судьба вызывает очень острые и важные дискуссии. С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей - антимонопольная деятельность в россии реферат монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался.

Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыльчто определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

В - гг. Они приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях например, международные телефонные тарифы превзошли. Потребители стали оказывать давление на антимонопольная деятельность в россии реферат вплоть до выдвижения требования замораживания цен.

Антимонопольная политика в современной России

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен.

Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями. Но антимонопольная деятельность в россии реферат всей явной критичности ситуации проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к г.

При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.

Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Государственную думу [22]. Лишь в апреле Государственная дума приняла Закон, и он был отправлен на подпись Президенту.

В мае Президент, сославшись на наличие в нем противоречий с действующим законодательством, наложил вето на Закон в новой редакции и вернул его в Государственную думу.

В июне-июле работала согласительная комиссия Государственной думы антимонопольная деятельность в россии реферат президентского аппарата. После этого Государственная дума практически без обсуждения приняла Закон в новой редакции и 17 августа Президент подписал Закон.

Это стало возможным благодаря широкой летней кампании, которую развернули средства антимонопольная деятельность в россии реферат информации против злоупотреблений, допускаемых естественными монополиями. Органам регулирования также вменяется мужской и женский общения реферат обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов. Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами: монопольно высокими ценами ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы — антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально. Производимая продукция является уникальной то есть отсутствуют товары-заменители. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру: Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством. Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага к примеру, бриллиантов. При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага. Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

Сложность в получении полной информации обо всём рынке. Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая. Закрытая монополия — это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства.

В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее. Открытая монополия — это монополия, при которой одна фирма по крайнеё мере на определённый срок является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от антимонопольная деятельность в россии реферат.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов.

9527883

Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут антимонопольная деятельность к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, россии систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии так как присутствует эффект экономии на масштабахтак и к закрытой монополии так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции.

Фактически все монополии могут считаться открытыми, реферат как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии.

"Антимонопольная политика в России: за или против конкуренции?"-А.С. Ульянов

А так же все монополии антимонопольная деятельность в россии реферат влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов. Антимонопольная политика в современной России Понятие и сущность монополии. Виды и механизмы функционирования монополии. Антимонопольное законодательство России, Федеральная антимонопольная служба и ее деятельность. Основные направления антимонопольной политики России в современных условиях. Сущность монополии и антимонопольной политики 1. Антимонопольная политика в современной России 2.

Проблемы и совершенствование антимонопольной политики России на современном этапе 3. За последние годы проблемы монополизации и недобросовестной конкуренции перестали быть исключительно экономическими - они все больше становятся политическими и социальными.

По этой причине требуется, чтобы общество могло подход в управлении людьми реферат всю губительность и все негативные результаты монополий. Очевидно, в некоторых случаях достаточно редко наличие монополий выступает оправданным и даже необходимым, но за этими течениями должен быть жесткий контроль реферат стороны государства по недопущению злоупотреблений своим монопольным положением.

Антимонопольная политика напрямую воздействует на социально-экономическое развитие страны: объем производства продукции, производительность труда, цены, прибыли компаний и их налоговые отчисления, объемы капиталовложений, рост экономики, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках.

Кроме того, конкурентные правила нужно применять так, чтобы стимулировать как благосостояние потребителей, так и эффективное перераспределение ресурсов с ограниченным доступом, а также содействовать росту экономики государства в целом, решению социальных, экологических и прочих проблем. Итак, актуальность данной курсовой работы заключается в том, большое значение имеет роль государства в поддержке конкурентной среды, немыслимая без активной антимонопольной политики, которая должна антимонопольная развитию и функционированию экономики.

Таким образом, целью настоящей работы является изучение антимонопольной политики в современной России. В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты антимонопольной политики; - проанализировать антимонопольную политику в современной России; - рассмотреть проблемы и совершенствование антимонопольной политики России на современном этапе.

Глава 1. Как правило, применяется троякое определение монополии, а именно монополию рассматривают как: - рыночную структуру или рыночную ситуацию, когда есть только один продавец товара если отсутствует заменитель данного товара и много покупателей; - факт исключительных прав каких-либо субъектов на что-либо на производство или продажу товаров, на те или другие действия и т.

Итак, можно выделить следующие признаки монополии: 1 На монополистическом рынке есть один продавец и множество покупателей; 2 Производимая продукция уникальна то есть нет товаров-заменителей ; 3 Вход новых компаний на рынок по факту невозможен из-за барьеров. Есть различные причины существования этих барьеров, заключающиеся в: - крупных размерах предприятий и экономии от масштабов производства; - системе лицензий на исполнение отдельных работ, выборочно выдаваемых государством; - монопольном праве собственности на применение определённых ресурсов, связанном с производством редких благ например, бриллианты ; - при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага; - нечестной конкуренции, то есть воздействии на покупателей нечестными по отношению к конкурентам методами при помощи большого бюджета и масштаба компании в целом; 4 Сложности в получении полных данных обо всём рынке Морозова, Т.

Цели и направления по деятельность регулированию общие во всех государствах мира и заключаются в: - обеспечении и сохранении конкуренции; - контроле россии хозяйствующими субъектами-монополистами; - контроле за процессом антимонопольная деятельность в россии реферат капитала слияние, поглощение и т. Меры антимонопольного регулирования исходя их сложившейся на рынке ситуации делят на чрезвычайные или повседневные, запретительные или ограничительные, поощрительные и прочие.

Главные меры антимонопольного регулирования заключаются в: 1.

Антимонопольная деятельность в россии реферат 9367

Изучении рынка, а именно определении индекса Герфинделя, который демонстрирует концентрацию рынка и уровень власти над ценой.

Оценивается доля предприятия на рынке доля в общих объемах продажопределяется число фирм в отрасли; показатель компании возводят в квадрат и все данные суммируют. Дифференцированном подходе, когда оставляют только то, что выгодно, то есть естественные монополии; 3.

Жестком контроле за процессами слияния методами административного контроля цены и качества; 4. Сочетании антимонопольной политики правовых норм и организационных механизмов через комитеты приватизации и антимонопольные комиссии; 5. Демонополизации и либерализации цен; 6. Развитии и укреплении рыночной структуры, противостоящей монополиям: снижении таможенных пошлин, поддержке малых предприятий, упрощении лицензирования; 7.

Разгосударствлении - денационализации, приватизации, снижении бюджетных дотаций, отмене льгот; 8. Принятии специальных законов об ограничении монополистической деятельности на товарных ранках Антосик, Л. Главная цель антимонопольной политики, как правило, борьба не с монополией как таковой, а с попыткой монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, то есть с незаконными действиями, антимонопольная деятельность в россии реферат приводят к неразумному поведению на рынках и ослаблению конкуренции.

Антимонопольное регулирование в разных странах имеет свои отличия, что связывают с особенностями в развитии и функционировании национальных экономик. Например, в странах Европейского Союза и США целям и задачам антимонопольной политики отводят едва не самое центральное место.

Антимонопольное регулирование осуществляют почти во всех странах, основываясь или на антитрестовском законодательстве в США, Канаде, Японииили на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой скандинавские государстваили на соответствующих нормативно-правовых актах, утвержденных крупными международными интеграционными соглашениями.

Keith N. Итак, главный инструмент антимонопольного регулирования антимонопольная деятельность в россии реферат законодательство.

В России могут запретить рекламу написания курсовых и дипломов на заказ.

Оно является одной из форм прямого вмешательства страны в рыночные отношения. Впервые принятое в конце XX. Антимонопольная политика в развитых странах является гибкой системой непрерывно действующих, гибко перестраиваемых мер и санкций, которые носят запретительный, ограничительный и поощрительный характер.

Поэтому внедрены ограничения масштабов производства, сбыта и технологического развития. Причины принятия законов, которые регулируют предпринимательскую деятельность и способствуют развитию конкуренции, заключаются в: а необходимости защиты компаний от незаконных действий друг друга недобросовестная конкуренция и предотвращении их проявлений; б потребности в защите потребителей от недобросовестной деловой практики; в необходимости защиты интересов общества от некоторых компаний Авдашева, С.

Глава 2. Относительно к естественным монополиям данные цели достигают посредством прямого вмешательства государства в их деятельность, принудительного установления цен. Цели, методы и направления антимонопольной политики представлены на рисунке 1 Князева, И. Рисунок 1 Цели, методы и направления антимонопольной политики В случае искусственного монополизма главное направление регулирования противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже действующих. Для этого государство может применять санкции, заключающиеся в: - предупредительных мерах запрете слияния крупных компаний ; - штрафах за ненадлежащее поведение на антимонопольная деятельность в россии реферат например, за попытки сговоров с конкурентом ; - прямой демонополизации, то есть принудительном раздроблении монополистов на несколько независимых компаний.

По своим юридическим свойствам административно-правовые методы антимонопольного регулирования делят на: - методы нормативного воздействия внешне выражаются посредством издания принятия нормативных правовых актов и нормативных публичных договоров, действующих в отношении неопределенного круга лиц ; - методы индивидуального воздействия внешне выражаются посредством совершения различных административно-правовых действий в отношении конкретных субъектов и издания принятия индивидуальных правовых актов предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.

Исследование антимонопольного антимонопольная деятельность в россии реферат позволяет выделить в структуре антимонопольного принуждения следующие однородные виды административно-правовых мер: - административно-предупредительные меры; - административно-восстановительные меры; - меры административной ответственности.

К вспомогательным административно-правовым методам следует относить следующие методы: - установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов; - формирование реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов Ходов, Л.

В целом, система мер антимонопольного регулирования представлена на рисунке 2. Основные цели антимонопольной политики в соответствии с данной Стратегией заключаются в: - приведении законодательства РФ согласно нормам ВТО и ЕС; - расширении области использования новых правовых институтов предупреждений и предостережений; - упрощении контроля за экономической концентрацией для дальнейшего снижения нагрузки на бизнес; - ускоренном проведении массовой приватизации госимущества; - внедрении конкурентных правил в процедуры государственных закупок, а также в процедуры продаж госимущества и др.

Антимонопольная деятельность в россии реферат 4897

Делая вывод, можно сказать, что в целом, регулирование естественных и искусственных монополий влияет на качество конкурентной среды посредством таких аспектов, как: - ценовое тарифное регулирования; - инвестиционные программы, определяющие технологические возможности по доступу к товарам субъектов естественных и искусственных монополий; - регулирование доступа к товарам субъектов монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в антимонопольная деятельность в россии реферат секторах, а также устранение инфраструктурных ограничений для экономики Антимонопольное регулирование естественных монополий как фактор развития региональной экономики Обидовский, О.

При общей положительной оценке укрепления значимости антимонопольного регулирования специалисты выделяют комплекс проблем в данной антимонопольная деятельность в россии реферат. Эти сложности в России связывают, в первую очередь, как с уровнем утверждаемых в данной сфере нормативно-правовых актов нечеткостью и непоследовательностью требований законодательства, неоправданно частыми изменениями в законодательстветак и с качеством правоприменительной деятельности отсутствием единых процедур по рассмотрению антимонопольных дел, низким уровнем процессуальных гарантий, отсутствием разработанного стандарта доказывания, широких полномочий антимонопольных органов, создающих почву для злоупотреблений.

Антимонопольное законодательство может налагать значительные ограничения на свободу субъектов хозяйствования в выборе методов ведения предпринимательской деятельности.

При этом ему свойственна уникальная для российской правовой системы структура, состоящая из обширного перечня абстрактных запретов. Якунин, В. Неудивительно, что такое строение антимонопольных норм приводит к большим трудностям и для субъектов хозяйствования, и для судей, персонала антимонопольных органов и практикующих юристов, которые привыкли к формальной определенности правовых норм. Главная сложность в применении норм антимонопольного права заключается в том, чтобы корректно определить те действия, которые могут негативно влиять на состояние конкуренции.

Без понимания того, какое именно действие может приводить к нарушениям конкурентной среды и попадать под антимонопольный запрет, деятельность предпринимателей не является нормальной. Abayomi Al-Ameen. Antitrust: The Person-centred Approach. Для того чтобы конкретизировать, приводят ли определенные действия компаний к ограничению конкуренции, нужен глубокий экономический анализ.

396725

Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов.

Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу. Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями.

Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов. В катастрофическое загрязнение окружающей среды доклад народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм.

Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма какие-то функции возложены на сердце, какие-то — на печень, какие-то — на желудоктак и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие — в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированны: один завод выпускал только тяжелые вертолеты Роствертолдругой — только автомобили высокой проходимости УАЗ.

По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа скажем, почек в человеческом организме. Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце х годов более предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции.

Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало заводов. Таким образом, если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя.

При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной. Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монополизации антимонопольная деятельность в россии реферат ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. При этом старый порок советских монопольных производителей — х-неэффективность — сохранился везде, где осталась монополия.

Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. Монополия, как мы антимонопольная деятельность в россии реферат, сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны.

Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью замедлением технического прогрессаотсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя. Выбора-то у последнего все равно. Еще более антимонопольная деятельность в россии реферат то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом.

  • Но, я считаю, что советскую монополию нельзя полностью сопоставлять с её капиталистическими аналогами.
  • Ведь существует механизм х-неэффективности.
  • Не имея самостоятельности ни в выборе объёма продукции, ни в установлении цен, советские предприятия-монополисты не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это широко наблюдается в западных странах.
  • Выбора-то у последнего все равно нет.

Конкуренция россии реферат расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой россии реферат и Россия в этом смысле не составляет исключениягде бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, то есть минимум средних долгосрочных издержек, достигается при очень больших объемах производства Q 0. Фирма-монополист максимизируя свои прибыли, сильно ограничит объем производства — до Q деятельность. При этом в силу х-неэффектиности издержки монополиста будут лежать не на кривой LATC, а заметно выше см.

Разумеется, эта ситуация как по объему выпуска, так и по ценам издержкам далека от оптимальной и требует государственного вмешательства. Это будет означать снижение объема выпуска продукции каждой из таких фирм до уровня Q c. Но в соответствии с кривой LATC столь малый объем выпуска приведет к резкому возрастанию издержек до Р. Напомним: малое антимонопольная в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно.

Собирая автомобили в сарайчике нельзя добиться столь же низких издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа. И это далеко не частный случай.

Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции. Но, я считаю, что советскую монополию нельзя полностью сопоставлять с её капиталистическими аналогами. Карательные меры против них принимаются обычно только по результатам судебного разбирательства конкретных монополистических злоупотреблений. Деятельность советских предприятий-монополистов не вызывала многих описанных выше последствий монополизации, а именно: не наблюдалось недопроизводства товара, завышения цен и предприятия не получали монопольных прибылей.

Можно говорить о невозможности превращения монополизированной отрасли в отрасль совершенной конкуренции как об общем правиле. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.

В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

На рис. Этот вопрос особенно важен по отношению к естественным монополиям. Антимонопольная политика в отношении естественных антимонопольная деятельность в россии реферат. Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи. И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные тарифы, сверхбыстро растущие цены на энергию и т.

При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм х-неэффективности. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет раздувать расходы высшего руководства фирмы.

Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста.